Вернуться к алгоритму -> Шаг 6. Решаем текущие педагогические задачи
Как инициировать самоуправление в подростковых и старших классах?
 
Детское самоуправление – это такой принцип организации совместной деятельности педагога и детей, когда педагог осознанно передает детям ответственность за планирование, содержание и результаты какой-то части работы в рамках их совместной деятельности. Самоуправление невозможно без общей деятельности педагога и детей. Ключевое понятие в области детского самоуправления – ответственность. Это может быть ответственность за собственные действия и выполняемые ребенком поручения. Ответственность за вверенное имущество. Ответственность за действия других людей. Ответственность автоматически подразумевает абсолютное право принятия решений в зоне своей ответственности. Взрослый может участвовать в принятии решений лишь с правом совещательного голоса. Как только взрослый использует авторитарные инструменты или единолично принимает решение – детское самоуправление заканчивается.
С этой точки зрения, взрослому важно определять те границы, в которых он готов давать детям право самостоятельно принимать решения. Очевидно, что это не могут быть зоны, связанные с ответственностью за жизнь, здоровье самого ребенка и других детей.
Детское самоуправление в наибольшей мере реализует свой воспитательный потенциал, если:
- взрослый определил вместе с ребенком такой объем его ответственности и организаторской деятельности, к которому этот ребенок готов, исходя из своего возраста и уровня личностного развития;
- взрослый не подменяет, не страхует и не останавливает ребенка в случае, когда ему кажется, что ребенок действует неверно;
- взрослый максимально подробно обсуждает с ребенком те задачи, которые ему предстоит решить, а также дает ему максимально подробную обратную связь по завершении работы;
- если речь идет о работе ребенка в роли организатора с другими детьми – взрослый обеспечивает их безопасность.
Если вы хотите начать в своей школе работу с детским самоуправлением, вам нужно:
 
1. Определить зоны совместной деятельности педагога и детей, которые будут постепенно делегироваться детям. Это может быть, например:
- организация спортивных соревнований в школе,
- издание газеты,
- постановка спектакля,
- организация школьного бала,
- организация школьного КВН,
- организация школьного или турнира по киберспорту и т.п.
Важно начинать с одного направления! Освоив его, можно будет осваивать и следующие. Не параллельно, а только последовательно!
 
2. Выбрав один вид совместной деятельности, надо собрать небольшую группу ребят (оптимально 10-15 человек) и предложить им реализовывать эту деятельность совместно. Определить, что хотелось бы получить в конце, что нужно для этого сделать, распределить силы, раздать поручения (что-то взрослый может и должен взять на себя). Назначить срок следующей встречи (он должен быть примерно через неделю). На протяжении недели надо периодически интересоваться у ребят - как идут дела и не нужна ли помощь. Очень важно, чтобы к следующей встрече задачи, которые ставились на эту неделю, были выполнены, это надо обеспечить любой ценой (в том числе беря на себя то, что не получается у ребят). Иначе самоуправление будет скомпрометировано навсегда.
 
3. На следующей встрече надо оценить полученный промежуточный результат и наметить дальнейшие планы. Очевидно, что будет иметь место «ротация кадров» - кто-то из ребят отсеется, кто-то новенький придет. Важно все время акцентировать внимание ребят на том, что нам нужны серьезные и ответственные люди.
 
4. По мере встреч станет понятно, что какие-то ребята готовы брать на себя какие-то зоны ответственности полностью. Стоит постепенно им их отдавать. Цель, к которой следует стремиться – чтобы дело полностью могло быть сделано только ребятами, без участия взрослого. Участие взрослого допустимо лишь в тех вопросах, где требуются полномочия взрослого (общение с директором, со сторонними организациями, вопросы финансового обеспечения).
 
5. В ходе всего процесса очень важна ориентация на результат. Дело должно быть сделано (например, газета должна выйти, турнир - проведен). На начальных этапах возможны срывы, провалы, отказ ребят от выполнения своих задач в последний момент. Это не должно провоцировать педагога на конфликты с ребятами (они ведь только учатся самостоятельности и ответственности). К тому же это отвлечет от достижения результата. А он здесь – главное!
 
6. Важным компонентом процесса являются регулярные групповые обсуждения. На начальном этапе встречи детей и педагога должны проходить не реже 1 раза в неделю. Обязательно сопровождение диалогов в мессенджерах (Whatsapp, Telegram и т.п.) или в социальной сети. Там, в беседе, взрослый должен оперативно отвечать на возникающие вопросы, тем самым показывая, что за помощью обратиться не страшно и ответ всегда будет получен. И он всегда будет доброжелательный.
 
7. Для успеха детского самоуправления важна позиция взрослого. Она не должна быть авторитарной. Все решения взрослого должны быть объяснены. Постепенно, по мере становления коллектива, часть решений можно и нужно передавать на общее обсуждение, если педагог уверен в том, что решение будет принято верное.
 
8. Освоив одно направление совместной деятельности, надо осваивать следующее.